• Автор Зарина Мусина

Маркетинг Apple или почему мы превратились в зомби?

Учащенное сердцебиение, расстройство сна, перевозбуждение, тревожность и общая чувствительность – все это симптомы классического невроза. Этим же симптомам подвержены и некоторые «яблочники». Узнав о выходе нового iPhone, в среде ярых поклонников Apple возникает настоящий ажиотаж. Люди готовы ночевать возле магазина, стоять в очереди целый день, лишь бы приобрести заветный гаджет. За всем этим стоит именно маркетинг Apple.

Мне это напоминает голодные советские годы, когда мамам и папам всей страны приходилось так же проводить время в бесконечных очередях за палкой колбасы.
Однако тогда это была необходимость, но что же происходит с современной молодежью? Что движет хипстерами, офисными клерками, фотографами и другой творческой братией?

Немного статистики

В 2011 году компания Apple впервые вошла в тройку мировых лидеров hi-tech рынка. Apple отгрузила 93,2 миллиона iPhone, вытеснив из тройки лидеров LG Electronics. Лидером того года стала Nokia, продавшая 417,1 млн. мобильников. Второе место – Samsung с цифрой 329,4 млн. аппаратов.

И что же происходит теперь?

В 2013 году по данным аналитической компании IDC, компания Стива Джобса занимает уже второе место, отгрузив 31,2 млн. смартфонов. На первую строчку попал Samsung (72,4 млн), а Nokia переживает не лучшие времена.

По результатам обзора видно, что доля iPhone снизилась до 13,1% — худший показатель для компании за 3 года.

Однако, несмотря на снижение финансовых показателей, компания Apple остается лидером в своей отрасли. Люди готовы нести кровно заработанные деньги, стоять в очередях, чтобы стать обладателями нового iPhone.

Феномен Стива Джобса

Про него пишут статьи и книги, снимают передачи и фильмы. К нему относятся по-разному: кто-то боготворит, а кто-то ненавидит. Но никто не остается равнодушным к личности Стива Джобса.

5 октября 2011 года его не стало. Кем бы он ни был: чудаком, тираном или гением, безусловно, он был великим брендологом. При своей жизни он внушил общественности, что маркетинг Apple – это он. После его смерти тревожных слухов и сообщений стало еще больше. Сможет ли компания остаться на плаву и продолжить линию Джобса?

Кукловоды, дергающие за ниточки

Мнение многих профессионалов сводится к тому, что техника Apple не нова. Всё было придумано и разработано до них.
Маркетинговая политика компании напоминает искусного кукловода. Стоит дернуть за эту ниточку и толпа восторженно пищит. А если дернуть за другую, то она бежит, топча товарища.
Что же позволяет компании продавать продукцию в миллионных экземплярах, получая за это суммы с шестью нулями.

 Положение в общественной иерархии

Так уж повелось, что человек животное стадное. И от того какое место он занимает в иерархии стада зависит многое: самочувствие, самооценка, доступ к ресурсам и возможность влиять на других. Если раньше доказать крутизну можно было силой, то теперь-то мы люди цивилизованные. Сейчас не увидишь, как дяди в костюмах бьют друг другу морду в обеденный перерыв.

Сейчас есть другие способы показать свой статус – крутая тачка, одежда и гаджеты. По этим вещам окружающие оценивают нас, а мы их.

Психология женщин отличается, но не намного. Мужчина хочет соревноваться, быть первым. А женщина желает быть частью группы. Достаточно вспомнить засилье фотографий с губками «пю», фотографий в туалете и фото с обнаженными частями тела.

Человека очень заботит, какое место он занимает в стадной иерархии и поэтому заинтересован показать свою элитарность с помощью внешних атрибутов.
Конечно, вы не такие, но против биологии не пойдешь. И брендологи компании Apple знают об этом.

Apple придерживался имиджевой маркетинговой политики. C помощью кино, литературы, телевидения и рекламы создается определенный образ бренда. Казалось бы, на долю секунды показали телефон с надкушенным яблоком в фильме, но подсознательно мы запомнили. Выйдя из кинотеатра мы натыкаемся на рекламу того же телефона. Читая современную литературу, мы замечаем строки, посвященные этой же компании.

Маркетинг Apple построен не на технических характеристиках гаджетов. Она базируется на сообщении: «Будь другим, не таким как остальные, ты стильный, ты яркий, ты модный, ты первый».

В общем, наступление на человека идет по всем фронтам. И вот у нас уже сложилось впечатление о том, что обладать iPhone/iPad/Macbook это круто.

 Pleasure – удовольствие

Человек стремится к удовольствию. Искусство, украшения, коллекционирование, люксовые автомобили – все, что не приносит практической пользы, но тешит самолюбие.

Представьте, вас ссылают на необитаемый остров. Ваша задача выжить на нем, но для того чтобы облегчить задачу вам предлагают взять с собой коробок спичек, фонарик или фарфоровую вазу династии Мин.

А если вы будете сыты, в безопасности и с крышей над головой? Думаю, вы не откажетесь от вазы династии Мин, стоимостью в 83 млн. долларов.
Человек любит себя баловать, как бы говоря себе «Я этого достоин».

Второе направление маркетинга Apple – сделать продукт гармоничным и эстетичным.
Сам Стив Джобс говорил, что клавиши компьютеров должны быть похожи на леденцы, которые хочется лизнуть.

Ловись рыбка большая и маленькая

Счастливый обладатель гаджетов Apple становится так же счастливым потребителем огромной сети сопутствующих товаров и услуг. Мы попадаем в сети платного контента: музыка, игры, фильмы (ITunes), а так же различных аксессуаров.

 Образ сильного отца

Как я уже говорила, Стив Джобс стал культовой личностью еще при жизни. Персонализированный продукт, связанный с интересным человеком, становится популярнее, чем тот, за которым никто не стоит.
Сейчас трудно понять, что конкретно стоит за успехом компании Apple – творческие способности Стива Джобса или же работа целой команды. Однако после смерти  отца-основателя, его «наследие» продолжают активно эксплуатировать.

Итоги

Подводя краткий вывод можно сказать, что успех гаджетов компании Apple базируется на 7 китах:

  1. Персонализация бренда;
  2. Образ «mass luxury»;
  3. Удовольствие от использования;
  4. Качество материалов и продуктов;
  5. Сопутствующие товары (контент и аксессуары);
  6. Нагнетание обстановки в СМИ перед выходом новых устройств. Например, всевозможные «утечки» информации о новом iPhone в прессу;
  7. Подчеркивание статусности владельца гаджета.
Сохрани, чтобы не потерять:
Зарина Мусина

практикующий копирайтер-маркетолог

Пишу с 2012 года. Моя специализация — продающие тексты для лендингов, сайтов и рассылок. Обучаю и повышаю квалификацию копирайтеров. Подписывайся и давай общаться: ВКонтакте / Telegram канал / Чат в Telegram

Добавить комментарий

Rambler's Top100